about book
Каждую книгу нужно уметь читать (Блез Паскаль).

Ремарк, Эрих Мария
(Remarque Erich Maria)

«Три товарища»


Э́рих Мари́я Рема́рк (Erich Maria Remarque, 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.




о жизни

Ремарк родился в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье.
В 18 лет он был призван в армию, а 12 июня 1917 г. был направлен на Западный фронт. 31 июля он был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провел остаток войны в военном госпитале в Германии. После войны он работал библиотекарем, учителем, журналистом, редактором, бухгалтером.
В 1929 году опубликовали наиболее известное из его произведений, «На западном фронте без перемен» под псевдонимом Эрих Мария Ремарк (он изменил второе имя в честь своей матери, которая умерла в 1918 году), описывающее жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата.

Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.
В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка, и объявили (хотя это было ложью), что Ремарк якобы потомок французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств.
Сам Ремарк избежал нацистских преследований, поскольку с 1931 года жил в Швейцарии.
В 1939 году Ремарк отправился в США с женой Ильзой Ютой Цимбонной, а в 1947 году они получили американское гражданство.
Ремарк и Цимбонна дважды вступали в брак и разводились.
В 1958 году Ремарк женился на голливудской актрисе Полетт Годар (Paulette Goddard) и они оставались женаты до его смерти в 1970.
В 1958 году Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни.
Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино.
Годар похоронена рядом с ним.

«Три товарища» — роман Эриха Мария Ремарка, вышедший в 1938 году.


о книге

Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».
Три школьных, а потом и фронтовых товарища — Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер — работают в мастерской по ремонту автомобилей. Жизнь главных героев пронизана воспоминаниями о войне, которая разрушила их романтические иллюзии, и заставила заново искать свое место в распадающемся обществе.
Грустный и трогательный образ главной героини, Патриции, покорил сердце одного из товарищей, Роберта.
Хрупкая и страдающая неизлечимой болезнью девушка, оказалась окружена заботой, теплом и нежностью. Искренняя и естественная, лишенная всякой игры любовь, выводит Роберта и Пат из состояния душевного оцепенения. Им приходиться противостоять не только смертельному заболеванию, но суете и безысходности окружающего мира.

Дружба трех молодых людей – это не иллюзия для каждого из них, это тот мир, где реально все - преданность, верность и любовь. Когда они вместе, внешний мир не способен разрушить их стремление к жизни.

Несмотря на трагическую развязку романа, автор дает надежду, что такая искренняя любовь и такая удивительная дружба может встретиться и нам.
Это идеал, к которому хочется стремиться.




о спектакле

Спектакль представляет собой инсценировку знаменитого романа Эриха Марии Ремарка, на котором выросло целое поколение людей. Но спектакль не ностальгический. «Три товарища» прочитаны глазами человека нынешнего дня, осознающего драматизм происходящего. Спектакль приобретает разную тональность, благодаря двум актрисам, исполняющим роль Пат — Чулпан Хаматовой и Елене Кориковой. В их исполнении одна роль, одна история приобретают разные оттенки..
*нашла замечательную статью по этому поводу.
в ней, на мой взгляд, очень много интересного.
www.chayka.com/article.php?id=521


Пат - Елена Корикова.

Патриция Хольман - Чулпан Хаматова
Роберт Локамп - Александр Хованский



цитаты

«Словно огромные фламинго, проплывали облака в яблочно-зелёном небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника, скрывал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту»

«За окном, шурша, скользил ветер»

«Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни их используют, а потом отшвыривают в сторону»

«У неё было двое друзей. Один любил её и приносил ей цветы. Другого любила она и давала ему деньги»

«Луна висела над домами, как большая белая лампа»

«Принципы нужно нарушать, а какое же от них удовольствие»

«Заметь себе, мальчик: никогда, никогда и никогда не покажется женщине смешным тот, кто что-нибудь делает ради неё. Будь это даже самая пошлая комедия. Делай, что хочешь, - стой на голове, болтай самую дурацкую чепуху, хвастай, как павлин, распевай под её окном, но избегай только одного – не будь деловит, не будь рассудочен!»

«Родиться глупым не стыдно; стыдно только умирать глупцом»

«…это лицо ещё тогда поразило меня и не давало больше покоя. Было в нём что-то от таинственной тишины, которая свойственна природе – деревьям, облакам, животным – а иногда женщине.»

«Без любви человек – не более чем покойник в отпуске»

«Я посмотрел на Патрицию, - свет фонаря отражался в её широко открытых глазах.
- Сядь поближе, - сказал я, - а то туман унесёт тебя…»

«Упорство и прилежание лучше, чем беспутство и гений»

«Мы стояли у окна, туман льнул к стёклам, густел около них, и я почувствовал: там, за туманом, притаилось моё прошлое молчаливое и невидимое... Дни ужаса и холодной испарины, пустота, грязь, клочья зачумлённого бытия, беспомощность, расточительная трата сил, бесцельно уходящая жизнь, - но здесь в тени, предо мной ошеломляюще близко, её тихое дыхание, её непостижимое присутствие и тепло, её ясная жизнь, - я должен был это удержать, завоевать…»

«Держи меня крепко, - прошептала она, - мне нужно, чтобы кто-то держал меня крепко, иначе я упаду. Я боюсь»

«Поверхностны только те, которые считают себя глубокомысленными.»

«Знаешь, как мне иногда бывало страшно? Как человеку, который сидит в театре на чужом месте и всё-таки не уходит с него»

«Я слишком хорошо знал: всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит её вечная мука»

«Будь что будет, пусть я сойду с ума от горя, когда потеряю её, но пока она была со мной, всё остальное казалось безразличным»

«Такт – это неписанное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением»

«Я укрыл Пат пальто. Она улыбнулась мне.
- Ты любишь меня? – спросил я.
Она отрицательно покачала головой.
- А ты меня?
- Нет. Вот счастье, правда?
- Большое счастье.
- Тогда с нами ничего не может случиться, не так ли?
- Решительно ничего, - ответила она и взяла мою руку.»

«- Тебе нужны товарищи, - сказала она. Её губы почти касались моего лица.
- Ты мне тоже нужна.
- Но не так…
- Это мы ещё посмотрим…
Я открыл дверь, и она соскользнула на пол, не отпуская меня.
- А я очень неважный товарищ, Робби.
- Надеюсь. Мне и не нужна женщина в роли товарища. Мне нужна возлюбленная.
- Я и не возлюбленная, - пробормотала она.
- Так кто же ты?
- Не половина и не целое. Так… Фрагмент…
- А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. Законченные женщины быстро надоедают. Совершенные тоже, а «фрагменты» - никогда»

«Любовь зарождается в человеке, но никогда не кончается в нём»

«Настоящая любовь не терпит посторонних»

«Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче»

«Ты подумай, ведь умереть я все равно должна была бы. А теперь я благодарна, что у меня был ты. Ведь я могла быть и одинокой и несчастной. Тогда я умирала бы охотно. Теперь мне труднее. Но зато я полна любовью, как пчела медом, когда она вечером возвращается в улей»

«Женщина - это вам не металлическая мебель; она -- цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее»

«Свет сцены таинственно озарял лицо Пат. Она полностью отдалась звукам, и я любил ее, потому что она не прислонилась ко мне и не взяла мою руку, она не только не смотрела на меня, но, казалось, даже и не думала обо мне, просто забыла. Мне всегда было противно, когда смешивали разные вещи, я ненавидел это телячье тяготение друг к другу, когда вокруг властно утверждалась красота и мощь великого произведения искусства, я ненавидел маслянистые расплывчатые взгляды влюбленных, эти туповато-блаженные прижимания, это непристойное баранье счастье, которое никогда не может выйти за собственные пределы, я ненавидел эту болтовню о слиянии воедино влюбленных душ, ибо считал, что в любви нельзя до конца слиться друг с другом и надо возможно чаще разлучаться, чтобы ценить новые встречи. Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой. Все остальное только ослабляет напряжение и тайну любви. Что может решительней прервать магическую сферу одиночества, если не взрыв чувств, их сокрушительная сила, если не стихия, буря, ночь, музыка?.. И любовь...»

«Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов»

литература
Эрих Мария Ремарк "Три товарища". Москва. 1992.
ru.wikipedia.org/
www.emremark.ru/

ссылки
текст полный - www.lib.ru/INPROZ/REMARK/tritovar.txt
кратко - briefly.ru/remark/tri_tovaricsha/

@темы: читать, роман, любимое, Ремарк