море.
Ремарк, Эрих Мария
(Remarque Erich Maria)


"Ночь в Лиссабоне"

Э́рих Мари́я Рема́рк — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.
(см. ниже)


"Ночь в Лиссабоне" (1962) — одно из последних произведений Э. М. Ремарка, в определенной степени итоговое. В нем переплетаются основные мотивы его творчества — любовный и пацифистский. Они соединены в трагической судьбе главного героя — беглеца из нацистской Германии, который теряет свою страну, любимую женщину и надежду на будущее. Через весь роман проходит мысль о призрачности счастья, характерная для всего творчества писателя.


о книге

Роман написан от лица главного героя романа "Возлюби ближнего своего" Людвига Керна, хотя его имени и нет на страницах произведения. Керн, спасаясь от нацистов, оказывается вместе с женой в Лиссабоне, где безуспешно пытается раздобыть денег на фальшивые американские визы и билеты на пароход в США — последнюю надежду беженцев. В одну из ночей 1942 года он встречает на набережной незнакомца, который готов подарить ему два билета на пароход, но с одним условием: Керн должен пробыть всю ночь с незнакомцем и выслушать его. Рассказ незнакомца предстаёт полной драматизма историей жизни человека, в которой переплетаются его личная трагедия и трагедия Европы, раздавленной нацизмом.

_______ _______

В скитаниях по сраженной приступами эпилепсии Европе, по благополучной и смотревшей свысока на всю эту военную игрушку Америке, в долгожданном возвращении домой, но не в свой дом…
Он – Иосиф Шварц, или нет, становится уже не важно. Имя переменчиво, как и все вокруг, а вот природа человека вечна.
Сломается или нет, выдержит или сдастся? Посещали ли подобные мысли голову ее фанатичного брата?

Концентрационные лагеря Франции и Германии. Одинаково бесполезные и чуждые всем проявлениям человеческих чувств. Удивляет другое, почему даже в неоккупированной зоне им все равно не дают быть вместе? Почему их все время заставляют бороться за то, что по определению нельзя отнять.

Оснабрюк. Сюда он стремился долгими томительными ночами, проламывая одной мыслью душные стены камеры в концлагере. Сюда он приехал к ней, чтобы вновь уехать одному, но уехал не один…Она была с ним, но вместе с ней, с ним уехала тень ее брата, олицетворяющего безжалостный и беспощадный Рейх.

Рейх. Их звали обратно постоянно. Их находили в пансионе в Париже, на стадионе Велодром, и на юге в Марселе. Вернее, звали ее. Он был им не нужен. От него можно было и избавиться – невелика потеря. Но она не дрогнула и не вернулась. Она была слишком больна, чтоб предать его.
Швейцария. Сюда он бежал из концентрационного лагеря. Из своего первого лагеря, в который попал по вине ее «заботливого» брата. Сюда он бежал с ней, но прекрасно понимал, что безопасности здесь не будет.

США. Сюда он так стремился. Но обязательно с ней. Она сюда даже не собиралась. Она была слишком больна, чтоб предать его.
Она - Ночлежка в Лиссабоне. Мучительная и сжигающая смерть от рака. Быстро. За несколько дней.
Он – кто знает? Все-таки в иностранном легионе, или где-то еще?

Артем Демченков
(www.nwld.ru/index.php?id=11)


о фильме

1971 — телевизионный фильм "Die Nacht von Lissabon" (Западная Германия).
Режиссёр — Збынек Брыных (Zbynek Brynych). Первый показ — 9 апреля 1971.


цитаты

"В неприятных воспоминаниях есть одна хорошая сторона: они убеждают человека в том, что он теперь счастлив, даже если секунду назад он в это не верил. Счастье — такое относительное понятие! Кто это постиг, редко чувствует себя совершенно несчастным."

"Никогда мир не кажется таким прекрасным, как в то мгновение, когда вы прощаетесь с ним, когда вас лишают свободы. Если бы можно было ощущать мир таким всегда! Но на это, видно, у нас не хватает времени. И покоя. Но разве мы не теряем каждое мгновение то, что думаем удержать, только потому, что оно постоянно в движении? И не останавливается ли оно лишь тогда, когда его уже нет и когда оно уже не может измениться? Не принадлежит ли оно нам только тогда?..."

"— Что же ещё остаётся важного, если вся жизнь уже не имеет значения?
— Ничего, мы сами придаём всему значение."

"Возможность самоубийства — это, в конце концов, милосердие, и все значение его можно постигнуть в очень редких случаях. Оно дарит иллюзию свободы воли, и, может быть, мы совершаем его гораздо чаще, чем нам это кажется. Мы только не сознаём этого. Мы не сознаём, что совершаем самоубийства! Но если бы мы поняли это, мы оказались бы способными воскресать из мёртвых и прожить несколько жизней, вместо того чтобы влачить бремя опыта от одного приступа боли к другому и в конце концов погибнуть."

"Предельная неуверенность может привести в конце концов к спокойствию, которое уже ничем не поколеблешь."

"Ненависть — это кислота, которая разъедает душу; всё равно — ненавидишь ли сам или испытываешь ненависть другого."

"Жизнь коротка, но что же делает её короткой? То, что мы знаем, что она коротка. Разве бродячие кошки знают, что жизнь коротка? Разве знает об этом птица? Бабочка? Они считают её вечной. Никто им об этом не сказал. Зачем же нам сказали об этом?
-На это есть много ответов.
- Дай хоть один!
- Один из них - в том, что жизнь стала бы невыносимой, если бы она была вечной.
- Ты думаешь, она стала бы скучной? Как жизнь богов? Это неправда. Давай следующий.
- В жизни больше несчастья, чем счастья. То, что она не длится вечно, - просто милосердие.
Елена помолчала.
- Все это неправда, - сказала она наконец. - И мы говорим это только потому, что знаем, что мы не вечны и ничего не можем удержать. И в этом нет никакого милосердия. Мы его изобретаем сами. Мы изобретаем его, чтобы надеяться. "

"Самый чудесный город — тот, где человек счастлив."

"...Стояла чудесная ночь. Небо еще было усыпано звездами, но на горизонте заря и море уже слились в первом объятии и исчезли в голубом тумане. Небо стало выше, сильнее чувствовался запах моря и цветов. Все обещало ясный день. При свете солнца в Лиссабоне есть что-то наивно-театральное,пленительное и колдовское. Зато ночью он превращается в смутную сказку о городе, который всеми своими террасами и огнями спускается к морю, словно празднично наряженная женщина, склонившаяся к своему возлюбленному,потонувшему во мраке... "

"...Вы знаете, конечно, что время - это слабый настой смерти. Нам постоянно, медленно подливают его, словно безвредное снадобье. Сначала он оживляет нас, и мы даже начинаем верить, что мы почти что бессмертны.
Но день за днем и капля за каплей - он становится все крепче и крепче и в конце концов превращается в едкую кислоту, которая мутит и разрушает нашу кровь.
И даже если бы мы захотели ценой оставшихся лет купить молодость, - мы не смогли бы сделать этого потому, что кислота времени изменила нас, а химические соединения уже не те, теперь уже требуется чудо..."

"...Разве мы можем знать истинную меру своего счастья, если нам неизвестно, что ждет нас впереди!
- В то время, как мы каждое мгновение чувствуем, что нам его не остановить и что нечего даже и пытаться сделать это, - прошептал Шварц.
- Но если мы не в состоянии схватить и удержать его грубым прикосновением наших рук, то, может быть, - если его не спугнуть, - оно останется в глубине наших глаз? Может быть, оно даже будет жить там, пока живут глаза?..."

"...Вода предстала перед ней в роли судьбы, вопроса и ответа, и она сама должна была преодолеть то, что стояло перед ней. Так поступает каждый, и самое большее, что может сделать другой, - это быть рядом на тот случай, когда потребуется немножко тепла..."

"….воспоминание - это всегда еще и сожаление о хорошем, что отняло у нас время, и о плохом, что не удалось исправить."

"…С утра до утра мы были вместе и не разлучались неделями. Время шумело где-то в стороне, наполненное специальными выпусками газет, тревожными сообщениями, чрезвычайными заседаниями. Но мы его не чувствовали. Мы жили вне времени.
Если все затоплено чувством, места для времени не остается, словно достигаешь другого берега, за его пределами. Вы в это не верите? "

"...И чем мы владеем на самом деле? К чему столько шуму о предметах, которые в лучшем случае даны нам только на время; к чему столько болтовни о том, владеем мы ими больше или меньше, тогда как обманчивое это слово "владеть" означает лишь одно: обнимать воздух?"

литература
Эрих Мария Ремарк "Ночь в Лиссабоне" роман (Издательство АСТ, 2003)
wikipedia.org
ymilij.ru/citaty/erix-mariya-remark-noch-v%c2%a... - о книге

ссылки
lib.ru/INPROZ/REMARK/joseph_2.txt - текст рус
www.velib.com/book.php?avtor=r_370_1&book=5871_... - текст рус
www.imdb.com/title/tt0170284/ - о фильме
old.newlit.ru/cit/000883.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Ночь_в_Лиссабоне_(роман)
www.knigisosklada.ru/book/271563/
текст на немецком языке - www.franklang.ru/index.php?option=com_content&t...

мнение

Действительно похоже на продолжение романа "Возлюби ближнего своего".
Трагическая и одновременно счастливая история любви захватывает, заставляет мечтать и надеяться, что в мире до сих пор есть ещё это чувство.

Оригинальной, необычной даже для Ремарка есть композиция произведения, - это история в истории, каждая из которых имеет свой конец.

@темы: Ремарк, роман, любимое, читать